Сегодняшний гость нашей гостиной – Валентина Борисовна Соловьёва, преподаватель высшей категории Светлоярского дома детского творчества, известная в районе как энтузиаст бисероплетения, воспитавшая сотни учеников. Работы её детей высоко оценили не только в регионе, но и на всероссийских и международных выставках декоративно-прикладного искусства. В этом году исполняется 20 лет её деятельности преподавателя. 
– Как вы стали преподавателем?
– Почти 20 лет я отработала на заводе БВК. Первая моя профессия – техник-технолог в нефтехимии. Когда завод закрывался, пригласили в Дом творчества, знали, что я занимаюсь рукоделием. Тогда не готовили специалистов для творчества. Для таких учреждений приглашали любителей. Я занималась вязанием со школьной скамьи, вот и позвали меня как знатока этого предмета. Примерно год отработала, мне предложили заняться, наряду с вязанием, бисером. Начала изучать литературу по бисероплетению. Как раз на середину 90-х – начало 2000-х пришёлся пик его популярности. Это искусство долгое время у нас было забытым. Когда мы начинали, литературу пришлось изыскивать. и работа пошла. У детей появилось желание заниматься, группы набирались, и у нас был стимул чему-то самим учиться и к чему-то стремиться. Затруднений не было. 
 
– Среди учеников, конечно, в основном девочки?
– Да, девочки. Но и мальчики есть в каждом наборе. Мальчиков поменьше, одно время было их как-то больше. И в основном начальных классов, до четвертого. А потом они уже другие интересы имеют.
– А что даёт бисероплетение, как эти навыки могут пригодиться в жизни?
– Наши занятия развивают мелкую моторику рук, когда приходит время, каждому нужно получить профессию, и совсем не исключено, что приобретённые у нас знания и навыки пригодятся. Конечно, больше результативности мы получаем от детей постарше. Маленькие первые три года просто осваивают предмет. Но чтобы в каком-то конкурсе ребёнок участвовал, нужно заниматься больше – когда ученик понимает, что он плетёт, как он плетёт. Обычно результат виден на четвертый–пятый год. 
– А вам не мешает, относительно начала 2000-х, снижение интересов современных детей к творчеству, рукоделию, в связи со стремлением к цифровым технологиям?
– Нынешние дети по сравнению с предыдущими поколениями лучше или хуже не стали. Их, мне кажется, родители воспитывают по-другому. Да, увлечение компьютерами и тому подобным, безусловно, сказывается. Но количество детей меньше у нас не стало. 
– По работам заметно, что вы стремитесь сделать что-то посложнее?
– Это не я стремлюсь, это дети сами выбирают. У них как-то сразу идеи рождаются. Вот, говорят, я хочу то-то и то-то. Тогда уже начинаем думать, какую схему можно использовать. Например, как получилась у нас беседка. Беседки мы видели прежде. Подключили дедушку автора Юли. Рассказали, что бы мы хотели. Он нам сделал основу из проволоки. Затем сочиняли, как её слепить. Подумали, что беседка не должна быть пустой, в ней появилась кукла на качелях. Работа не сложная, но кропотливая, плести много надо было. Эта беседка вызвала фурор в Санкт-Петербурге. Подобного там ни у кого не было. 
– Что в детях больше проявляется: кто-то особенно терпеливый, но бесталанный или, случается, наоборот?
– Детей бесталанных не бывает, надо искать, в чём именно они талантливы. Часто ребята приходят на занятия, видят, что делается в соседнем кабинете, перебегают туда. Могут уйти рисовать, на вокал. Мы им не препятствуем. Пусть пробуют, ищут. Они всё равно себя найдут.
– У вас за минувшие годы выработалась какая-то собственная система обучения?
– Я была неоднократно на курсах повышения квалификации, являюсь педагогом высшей категории. Уже 14 лет работаю по авторской программе, сама её разрабатывала, она прошла апробацию и соответствующее утверждение. Если в техническом творчестве или в том же вязании в 80-е годы уже были типовые программы, где знали, чему мы должны научить ребенка, – как, собственно, в средней школе и везде в образовании, – то по бисероплетению программ не было никогда. Так что начинать пришлось практически с нуля. 
– В творчестве очень важно, что ребёнку обязательно нужно представить свою работу на выставке или конкурсе. Расскажите, что здесь для вас особенно дорого?
– На международном конкурсе мы выставлялись впервые лет пять назад, до того были только региональные выставки. Надо понимать, что в декоративно-прикладном направлении не очень много конкурсов организуется, по сравнению с изобразительным искусством, например. Когда я ещё только начинала, на областную выставку по вязанию мы привезли костюмы для куклы Барби и были единственными с такими работами. Девочки вернулись очень довольные. 
В 2011 году мы победили в областном конкурсе и получили право участвовать во всероссийском, он посвящался 50-летию полёта Юрия Гагарина. Тематика должна была быть космической, мы специально готовились. И в Москве заняли первое место. 
В апреле прошлого года успешно приняли участие в конкурсе «Детство без границ». Осенью – в Санкт-Петербурге побывали на «Салюте талантов», участвовали в международном конкурсе «Творческие открытия». Дети получили первые, вторые и третьи места. 
А нынешней весной наши работы заняли первые места в Москве на конкурсе «Москва верит талантам». И уже получили приглашение в Санкт-Петербург на гран-при фестиваля «Салют талантов», он пройдет в октябре. Все поездки стали возможными благодаря администрации района, за что мы очень признательны.
– Вы говорите детям, что они обязаны стать лучшими?
– Девочки были уверены в успехе, хотя я их настраивала на многое не замахиваться, чтобы потом не очень расстраивались. В Санкт-Петербурге, где участвовали представители более 17 городов, было порядка 60 работ, наградами были отмечены все пять наших экспонатов – три первых места, второе и третье места. В Москву дети ехали окрылённые, с чувством уверенности в успехе, так что нам пришлось поумерить их пыл. Ведь конкурентов на такого уровня конкурсах всегда много.
Интересно, что наши ребята, хотя и разных возрастов, из разных школ, между собой никогда не ругаются, не ссорятся. Они комфортно себя чувствуют в нашем учреждении. Иногда младшие знают больше старших, они друг другу помогают. Это тоже один из важных результатов дополнительного образования. 
У ребёнка появляется больше друзей, он учится общаться в атмосфере, которая ему благоприятна и интересна. А прививаемые нами навыки всегда пригодятся в жизни. Реализуется на занятиях и межпредметная связь – мы касаемся и геометрии, и биологии, и физики, и природоведения, и краеведения. 
 
Александр РЯБОВ
Категория: Район в лицах