Идеальный социальный работник – добрый, бодрый и умеет слушать

Этого человека знают и уважают многие жители нашего района. Опытный, грамотный специалист по социальной работе отделения социального обслуживания на дому Светлоярского ЦСОН, воин-интернационалист, просто добрый, отзывчивый человек. Владимир Ватлин в гостях у «Восхода».

– Владимир Иванович, здравствуйте. Хотелось бы начать наше интервью с того, как вы пришли в профессию.
С чего началась ваша социальная работа?
– Здравствуйте. Моя деятельность началась с тех времён, когда я ещё работал зоотехником в Госплемобъединении. Это было в 1980-х годах. Тогда мой земляк и коллега Валентин Григорьевич Крикунов организовал отделение обслуживания на дому. Я сначала просто помогал ему, а в 1988 году перешёл в социальную сферу окончательно. 8 мая будет 25 лет, как я в профессии. 8 мая вообще для меня дата судьбоносная.

– Почему?
– 8 мая 1982 года меня провожали в армию. 8 мая 1984 года меня ранили в Афганистане. 8 мая 1988 года я устроился на работу в отделение социального обслуживания, где тружусь по сей день…

– Четверть века в профессии – большой срок. Скажите, за это время было желание сменить род деятельности?
– Думал об этом. Но с другой стороны, куда мне бежать с подводной лодки? Я всех в районе знаю, и люди меня хорошо знают. К тому же с первых дней работы я понял, что социальная защита – это моё.

– Социальная сфера – одна из самых сложных. Какие трудности вы испытываете в своей каждодневной работе?
– Каждый кулик своё болото хвалит. Так же и мы. Но трудности есть. Тем более в свете последних реформ в социальной сфере. Много непонимания мы видим со стороны получателей социальных услуг. Сейчас ведь за каждую услугу получатель платит отдельно, всё прописывается в индивидуальной программе. Наши бабушки не могут к этому привыкнуть. Ещё одна сложность – отдалённость некоторых сёл, а соответственно – отсутствие там социальных работников либо, наоборот, их невостребованность.
– Владимир Иванович, сколько в районе соцработников? А получателей услуг?
– В штате у нас 48 соцработников и 418 получателей социальных услуг. Есть среди получателей «бесплатные бабушки» (те, у которых пенсия ниже полуторной величины прожиточного минимума). Они пользуются набором услуг, что называется, ни в чём себе не отказывая. А есть «платники», которые выбирают и оплачивают те услуги, которые им необходимы.

– Наверное, не каждый сможет работать в вашей сфере. Опишите идеального социального работника.
– Социальный работник должен быть добросовестным, порядочным, доброжелательным, иметь отменное здоровье (приходится много бегать и таскать тяжёлые сумки). Ведь соцработник – это глаза, уши, ноги и руки пожилых людей, инвалидов.
Умение слушать тоже важно. Нашим бабушкам иной раз больше ничего не нужно, кроме как поговорить. Как в той юмореске: мужчина проходит мимо бабушки, сидящей на лавочке у подъезда, говорит:
«О, привет, Марь Ивановна. Как здоровье?» А бабушка отвечает: «Ты действительно интересуешься моим здоровьем? Ну тогда садись и слушай». Вот так же и мы… По правилам на беседу отводится 10–15 минут. А в реальности разве можно за такое короткое время с бабушкой обсудить все вопросы? Мы же не роботы.
– Владимир Иванович, сейчас в СМИ регулярно появляется информация о мошенниках, которые, представляясь социальными работниками, грабят стариков. С вашими подопечными были такие случаи?
– Слава Богу, нет. Недавно в одном
из поселений был случай наоборот: соцработник по заданию проводила анкетирование, пришла к одной бабушке, а та позвонила в Центр социальной защиты населения по Светлоярскому району, чтобы убедиться, что к ней пришёл именно соцработник. Сотрудники соцзащиты сказали бабушке, что они никого не отправляли (так и было, потому что наш Центр социального обслуживания и Центр соцзащиты – два разных учреждения). Бабушка вызвала участкового. Ну потом, слава Богу, разобрались в ситуации. Мы своим получателям всегда говорим, чтобы соблюдали осторожность, даём свои координаты, чтобы они нам звонили в случае сомнений.
– А бывают особо сложные клиенты? Как вы с ними работаете?
– У каждой бабушки свой характер. Если они порой не могут найти общий язык с родственниками, то с чужим человеком – и того трудней. Но соцработник обязан, как тот артист, нацепить на себя улыбку
и идти к получателю. Неважно, болит
у него голова или он мозоль натёр – он должен качественно обслужить людей.

– Владимир Иванович, большое спасибо за интервью!

Беседовала Ирина Дудина
Фото Юлии Сафоновой 

Категория: Район в лицах